Рецензии

Пионерская зорька

kino-govno.com, Михаил Судаков, 14 сентября 2009

Заводить в присутствии Каникул строгого режима слезливую песню о катастрофическом состоянии отечественного синематографа — мысль, безусловно, понятная, но не очень разумная. На язык так и просится длиннющий список жалоб из пары десятков пунктов — дескать, «А вот тот, и вот этот, а ещё они все вместе, и вообще, короче, караул». Однако по эффективности это примерно то же самое, что жаловаться доктору наук на повальную тупизну окружающих: тот, конечно же, проникнется и посочувствует, но в конце обязательно задаст резонный вопрос: нет, ну а я-то тут при чём?

Вот и «Каникулы» — совершенно ни при чем, и поэтому имеют полное право пожимать плечами сколько им вздумается. Картина Игорь Зайцев старательно делает вид, что не было до него никаких «Самых лучших фильмов – 2», «Жмурок» и прочей непотребщины – довольно ловкий трюк в стране, где каждый третий кавээнщик искренне уверен в своей джимкерристости, а каждый второй режиссёр полагает, что снять кинокомедию – это все равно что запечатлеть на пленку агуканье своего маленького сынишки. Он же такой умильный, как он может кому-то не понравиться?

Самое удивительное, что это наглое отрицание реальности сходит «Каникулам» с рук — после их просмотра из памяти начисто улетучиваются следы страшного зверя под названием Современная Русская Комедия. Глубинные причины этого феномена можно искать сколько влезет, но правда до обидного банальна: «Каникулы строгого режима» смешны, отменно сыграны и, что ничуть не менее важно, здорово сняты. Признайтесь, часто ли вы встречаете все эти качества в одном-единственном отечественном фильме?

По части юмора «Каникулы» с легкостью дадут фору любой попытке птенцов Маслякова-старшего покрасоваться за пределами родного гнезда. Это кино – из той редкой породы фильмов, которые от второго просмотра не только не теряют, но даже выигрывают. Потому что часть шуток банально прошла мимо ушей из-за чересчур громкого смеха над предыдущими, а над всеми остальными ты готов не только с радостью посмеяться еще разок, но и получаешь искреннее наслаждение, зная, что твои соседи по кинозалу вот прямо сейчас, буквально через пару секунд дружно взорвутся хохотом. Просто они ещё об этом не знают, а ты – уже в курсе, и от этого как-то особенно тепло на душе.

В «Каникулах», наконец, просто приятно смотреть на актёров, которые не кривляются, не ставят кавээновские миниатюры (что само по себе здорово, но не уместно на большом экране), не отрабатывают по-быстрому лёгкие деньги. Они – о, ужас! – играют в полную силу, прекрасно понимая, что настоящий лицедей должен быть убедителен одинаково и в драматической, и в комедийной, и вообще в какой угодно роли.

Этот милый аспект фильма, кстати, может быть легко использован в профилактически-исправительных целях (нет-нет, что вы, никаких лагерей). Ваши знакомые по какой-то странной для вас причине не переваривают Безрукова? Дело поправимое – хоть правдой, хоть кривдой затащите их на «Каникулы строгого режима», и к концу сеанса они обязательно придут к единственно возможному логическому заключению: таких замечательных и универсальных актёров в нашей киноиндустрии ещё поискать.

По большому счёту, всё вышесказанное касается и остальных исполнителей, в том числе и детей (так, девочка, играющая Лизу, невероятно убедительна и умилительна в своём обращённом к главному герою "Какой же вы глупый!"), однако звезда Сергея Безрукова сияет как-то ярче остальных. Что вполне логично — всё-таки главная роль, положение обязывает.

И ещё один момент — очень показательный, особенно в свете того, о чём мы вроде как условились не ныть аж в первом абзаце.

"Каникулы строгого режима", снятые за пять с копейками миллионов, выглядят так, как иным десяти— и пятнадцатимиллионным кинокартинам местого разлива не снилось в самых радужных снах. Казалось бы — ну что там снимать? Заурядная тюрьма, далёкая от звания образцово-показательной, типичная чуть ли не сельская больница, заурядный "пионерлагерь" — старенький, обшарпанный, неказистый с виду и явно видавший лучшие виды ещё при Сталине. Одним словом, обыденность как она есть — но только на словах.

На деле же картинка буквально излучает тепло и краски, а каждая деталь интерьера выглядит так, будто специальные люди сначала два дня возились с её созданием, шлифовкой и покраской, потом ещё три дня искали для неё подходящее место и ставили свет, а после всего этого на всякий случай с недельку помедитировали — чтобы, так сказать, от предмета исходила самая позитивная энергия.

И всё это великолепие выглядит настолько лучше вышеупомянутых дорогущих отечественных постановок с картонными декорациями и грошовыми спецэффектами, настолько убедительнее девяносто девяти процентов всего нашего "реалистичного артхауса", который зачастую стоит всего в пару-тройку раз дешевле, но выглядит примерно в двадцать пять раз паршивее, что в голову невольно закрадываются мысли о том, что некоторым российским киноделам место на нарах за хищение народного имущества в особо крупных размерах, а некоторых просто-напросто на пушечный выстрел нельзя подпускать к профессии.

Пусть в ней будет как можно больше людей вроде тех, кто сделал "Каникулы строгого режима" — простое, но красивое, профессиональное, но искреннее, весёлое, но серьёзное — одним словом, просто классное кино.

К списку рецензий