Рецензии

«Каникулы строгого режима»

kino-teatr.ru, 26 августа 2009, Макс Милиан

Как бы мы не относились к десятке самых востребованных актеров нашего кино, но они все-таки являются профессионалами в своем деле. А мы всего лишь зрители и не нам судить нюансы актерской игры. Посему стоит забыть на время обо всем, что вы видели ранее, и насладиться зрелищем, которое вас ожидает в новой комедии «Каникулы строгого режима».

А ожидает вас этакая смесь, а точнее, два в одном - «Джентльмены удачи» и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Только вместо Леонова и Крамарова можно полюбоваться Безруковым и Дюжевым, если вы еще не устали оттого, что они играют практически везде, где только возможно.

Но оставим придирки и прочий сарказм. Фильм ведь, как ни странно, получился. И сравнение с образцами прошлого ему только на пользу, а не во вред. Особенно, если учитывать, что в последнее время нам вообще не везет с отечественным юмором. Все скатилось к «Аншлагу» и «Камеди-клабу», а по-настоящему смешных вещей практически не осталось. Что ж, теперь этот пробел будет восполнен «Каникулами строгого режима».

Между прочим, фильм этот полюбили еще до выхода на экраны. Один только факт, что его скачали в Сети за день до премьеры почти 5000 человек, говорит о том, что его с нетерпением ждали… А на самой премьере, состоявшейся в «Пушкинском», был такой аншлаг, что не всем журналистам удалось на нее попасть. Так что делайте выводы.

Лично для меня вывод очевиден, несмотря на некоторые недостатки и недочеты (как всегда, их предостаточно в сценарии).

Одним из недостатков стоит признать, разумеется, и приевшиеся многим лица на экране. Речь не о главных героях, за счет которых и держится в основном фильм, а о ролях второго плана. В конце концов, можно было бы обойтись и без Меньшова, и без Мадянова. Но нет. Раз есть Безруков, то куда же без них! Все они очень хорошие актеры, с этим никто не поспорит, и все-таки… Давно пора вспомнить кого-нибудь из тех, кто исчез с экрана в 90-х… Или взять абсолютно неизвестных актеров, которых хватает в нашей стране.

Что касается сюжета, то здесь нет ни откровения, ни откровенного трэша. Нашлось место и зэкам, и ментам, и детям. Немножко любви, немножко стрельбы и драк. Не забыли и про юмор, раз у нас заявлена комедия. Все как всегда. Но есть одно «но». При скрещивании детского и взрослого кино произошла некая химическая реакция, и перед нами неожиданно предстало кино для семейного просмотра. Хотя, казалось бы, имеются весьма скользкие темы (Сумрак интересуется у Кольцова об особенностях любви в наше время), но все они сглаживаются великолепным музыкальным и визуальным оформлением, а также самими актерами.

При просмотре срабатывают и многочисленные ассоциации. У Сумарокова, например, кличка «Сумрак». Замечательно продумана история с чудовищем («Они же сами хотели увидеть его!»), напоминающая нам о страшных байках у костра. И еще множество подобных деталей (в частности, японская тема) разбросано по сюжету, что придает картине дополнительное обаяние.

Об актерах я бы промолчал, если бы не вспомнил про Кирилла Плетнева. Его небольшая роль, похоже, получилась самой запоминающейся. Хотя, по сути, он сыграл самого себя – сверходаренного актера (попавшего, правда, по стечению обстоятельств на зону).

Главный же дуэт, можно сказать, состоялся. Никто не тянул на себя одеяло, были хорошие моменты и у Дюжева, и у Безрукова. А когда они вместе, то даже трудно сказать, у кого из них больше опыта. Но самое главное – Безруков потихоньку избавляется от образа Саши Белого, который к нему пристал со времен «Бригады». Наверно, в этом заслуга Дмитрия Дюжева, хотя не исключено, что и сам Сергей нашел в себе резервы побороть своего «призрака».

В итоге мы получили добрую, временами умную и смешную комедию с хорошими актерскими работами. Вопрос только в том, будут ли помнить «Каникулы…» Игоря Зайцева также, как фильмы Гайдая и других великих комедиографов нашего кино...

К списку рецензий