Пресса

Любовь строгого режима

Вита Рамм, Известия, 24.08.2009 г.

В российский прокат вышел фильм Игоря Зайцева «Каникулы строгого режима». В главных ролях – Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев. После легендарной «Бригады» они вместе не снимались, и заметно, что новая встреча обрадовала обоих.

«Каникулы строгого режима» – экранизация одноименного романа Андрея Кивинова, написанного в соавторстве со знатоком криминального мира Федором Крестовым. Если Кивинова – автора «Улицы разбитых фонарей» и «Убойной силы» – представлять не надо, то о его соавторе в аннотации написано: «Рецидивист с многолетним стажем, журналист». Действительно в романе добрую половину жесткого текста занимает профессиональное описание «отдаленных мест», но жанр кинокомедии продиктовал свои правила. Акцент был сделан на приключениях зеков-беглецов в пионерском лагере под названием «Юнга».

Двое осужденных – мент Кольцов и авторитет зоны, рецидивист Сумрак волею судьбы и закона оказываются в одной связке. Им приходится бежать из «строгача». Вокруг тайга, беглецов ищут и отсидеться можно только в другом лагере – детском. Так они становятся вожатыми. Для Кольцова, каким его играет выкрашенный в блондина Дмитрий Дюжев, вопросы воспитания гиперактивных детишек особой трудности не составляют. На воле он был современным воплощением дяди Степы, только еще более занудным. Другое дело – рецидивист Сумрак (Сергей Безруков), жизненный опыт которого ограничивается хождением в зону «три по пять». Знаменитого советского педагога новоиспеченный педагог-практик называет Макаренко, чем почти дезавуирует себя в глазах прекрасной Татьяны Пантелеевой, вожатой соседнего отряда (Алена Бабенко). Испуг разоблачения сменяется более сложными эмоциями. Сумрак впервые в жизни влюбляется…

В лирической комедии опасно пережимать, «плюсовать», но Безруков с Бабенко точно чувствуют жанр, свободно переходя от мелодраматических ситуаций к комедийным эпизодам.

Режиссер Игорь Зайцев также «не плюсует» – каждому эпизоду или персонажу выделяется ровно столько времени, сколько требуется для развития сюжета. Актеры (Владимир Меньшов – начальник «строгача», Александр Лыков – его заместитель, карьерист и интриган, Алексей Кравченко – собровец и надежный друг, Людмила Полякова – наивная начальница пионерлагеря) свои небольшие эпизоды играют с нескрываемым удовольствием. Не секрет, что дети, зажавшись перед камерой, могут испортить любой фильм, но Игорь Зайцев справился и с этой непосильной задачей: детки у него веселы, бодры и в меру неуправляемы.

Близкое соседство уголовно-лагерных и пионерских образов ставило перед авторами жесткие задачи: шаг в сторону – и комедия могла скатиться в пошлость. Но изящные намеки на самурайские этику и эстетику сразу подсказывают зрителю, что главные герои – слегка сказочные персонажи, которым суждено пройти свой путь до конца. Также обратите внимание на высокотехнологичные и феерически изобретательные начальные титры – собственно, с них начинается действие фильма.

Большой плюс «Каникул…» – генетическая связь с популярными советскими картинами. Авторы сознательно отсылают нас к «Джентльменам удачи», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Калине красной». Более искушенный зритель вспомнит и анекдот про Эйзенштейна (»Вы же махнули!»), и «подростковые» фильмы Сергея Соловьева. Все цитаты вкраплены в сюжет искусно и с любовью к нашему кино. А цель фильма самая что ни на есть благородная: подарить зрителю разнообразные эмоции – от смеха до благодарных слез.

Нашим кинодеятелям на примере «Каникул…» хорошо бы поучиться серьезному отношению к «легкому» жанру. Самоуверенные шутники из КВН и прочие резиденты «Камеди Клаба» (»Самый лучший фильм», «День хомячка») стремятся «рубить зелень» и не понимают, что подобная вседозволенность в первую очередь «рубит» зрителей, а значит, и кинопрокат в целом. Удивляет и всеядность спонсоров, финансирующих столь грубые кинокальки с голливудских «унитазных» комедий. Не хочу показаться ретроградом, но все-таки в прежние времена редактура в зародыше «душила» халтурщиков… Думаю, профессионалам уже пора проявить инициативу и образовать защитную лигу под названием: «Кавээнщики! Прочь от кино!». Обманутые «лучшими фильмами» зрители охотно присоединятся.

Назад к списку статей